сайт Виталия Кандалинцева - www.blisvet.ru
Блоги:
Рассылка
Вы сможете получать сообщения о новых публикациях и событиях.

Традиции предпринимательства в России

Принял участие в программе ПРАВ?ДА! на канале ОТР. Тема: «Традиции предпринимательства в России: живы ли они?». Дискуссия была интересной. По привычке подготовил тезисы к дискуссии, но выступлений было довольно много и поэтому удалось озвучить тезисы наполовину. Ниже привожу их полностью.

ТЕЗИСЫ

В царской России были замечательные традиции предпринимательства, в частности, традиция относится к своему делу как к служению. Нужно понимать, что такая традиция формировалась и поддерживалась в первую очередь верующими предпринимателями, которые смотрели на бизнес через призму своей веры. Яркий пример из истории православного предпринимательства – жизненный путь Павла Третьякова. Будучи успешным фабрикантом, как тогда говорили, он не только передал в дар Москве «Третьяковскую галерею», но и жертвовал значительные суммы на строительство храмов (в том числе православного храма в Токио), построил училище для глухонемых детей, богадельную для вдов и сирот, и вообще, совершил много добрых дел.

Особый интерес представляет его идея предпринимательской деятельности. В письме своей дочери он сказал так: Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях. Эта идея, несомненна, была укоренена в вере Павла Третьякова, в ней так и светятся слова Иисуса Христа о том, что блаженнее давать, нежели принимать (Деян., 20, 35). Важно также обратить внимание на выбор Третьяковым направленности своего служения. Он говорит о создании полезных учреждений, но возможно, он рассматривал вопрос широко и имел в виду всю систему институтов общества. Если это так, то его слова носят едва ли не пророческий характер. Посмотрев последний рейтинг конкурентоспособности стран, рассчитываемый Всемирным экономическим форумом, мы увидим, что по общему показателю конкурентоспособности Россия занимает 53 место среди 144 стран, участвующих в рейтинге. А вот по уровню развития институтов – всего лишь 97 место. Т.е. Павел Третьяков видел эту ахиллесову пяту России (недостаток и низкое качество институтов, этой питательной среды созидательных процессов общества) и хотел своим служением вместе с другими единомышленниками преодолевать этот барьер ради процветания Родины.

Это говорит о том, что в российских традициях были примеры глубокого понимания предпринимательства, понимания и религиозного, и патриотического, и даже соответствующего стратегическим интересам России. Но понятно также и то, что тогдашнее общество в основном не приняло и не поддержало такое понимание. Верх взяло отношение к бизнесу как очень порочному занятию, движимому жаждой наживы и удовлетворяющему эту жажду за счет эксплуатации наемных работников. Такой взгляд резко обеднил наше понимание сути экономического развития, сделал его механистичным и односторонним.

Конечно, ситуация в России сегодня отличается от ситуации вековой давности. Но вопрос о возможности возрождения и развития духовной традиции отечественного предпринимательства актуален и сегодня. Предпосылки для этого есть. Число россиян, относящихся себя к православным, заметно возросло и составляет сегодня 68% населения страны. Церковь стремится помочь людям сориентироваться в социальных вопросах, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви были приняты 15 лет назад. Но есть и другая сторона – свобода выбора. В искусственном навязывании каких-то этическим схем не заинтересован никто. Есть хорошая поговорка: невольник – не богомольник.

Поэтому суть проблемы заключается в том, какое количество людей (в первую очередь, предпринимателей) захотят определить смысл предпринимательства не только в социальных, но также нравственных и духовных координатах. Социальная роль предпринимательства в основных моментах понятна. Предприниматель – это социальный инноватор, открывающий и использующий возможности по производству новых или улучшенных товаров/услуг, или возможности по их более эффективному производству. Дело это непростое и требует таланта, который не является всеобщим. Социологи полагают, что заниматься бизнесом могут всего несколько процентов населения. Отсюда – повышенная ценность предпринимательства в экономике и определенные привилегии в виде права собственности на компанию и возможности иметь такой источник личного дохода как прибыль.

Что касается нравственных координат, то надо учитывать два момента, называемых в Основах социальной концепции РПЦ. Первое – это то, что с нравственной точки зрения предпринимательство является одной из разновидностей труда. И что Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности. Т.е. быть нравственным предпринимателем означает в том числе и уважение всех людей труда, ориентацию на их солидарность и признание их нравственного равенства в ходе трудовой деятельности. Второе – Церковь говорит о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Отсюда следует, что благотворительность является нравственным побуждением, и она должна быть, если есть соответствующие возможности.

Наконец, о духовных координатах – области взаимоотношений человека с Богом. Здесь, по учению Церкви, нужно признавать относительный характер собственности человека, поскольку люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Т.е. в терминах абсолютного права предприниматель не собственник, он управляющий или менеджер Бога в определенных ему пределах.

Поэтому, если предприниматель хотел бы последовать духовной традиции, примеру таких людей как Павел Третьяков и многих других, то ему придется осмысливать суть своего дела в этих трех системах координат – социальной, нравственной и духовной, и жить в этих трех ипостасях.