сайт Виталия Кандалинцева - www.blisvet.ru
Новости

17.03.2016
Конференция по проблемам стран Востока
Принял участие в конференции на тему «Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы стран Востока». Организатор конференции - Центр исследования общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН. Тезисы моего выступления привожу в блоге. Подробности

11.03.2016
Традиции предпринимательства в России
Принял участие в программе ПРАВ?ДА! на канале ОТР. Тема: "Традиции предпринимательства в России: живы ли они?". Дискуссия была интересной. По привычке подготовил тезисы к дискуссии, но выступлений было довольно много и поэтому удалось озвучить тезисы наполовину. В блоге привожу их полностью. Подробности

27.09.2015
Индия: инвестклимат и приток ПИИ
Выложил статью "Индия: инвестиционный климат и приток ПИИ". Инвестклимат рассматривается в пяти разделах: факторы конкурентоспособности, открытость экономики, защита базовых интересов иностранных инвесторов, условия ведения бизнеса, политика стимулирования. Подробности

Все Новости

Инвестиционный климат в странах Юго-Восточной Азии

Благоприятный инвестиционный климат является основополагающим условием модернизации экономики с помощью привлеченных иностранных инвестиций.  В статье характеристика инвестиционного климата в 10 странах АСЕАН дается в четырех областях. К ним отнесены: факторы привлекательности, открытость экономики, защита базовых интересов инвесторов, политика стимулирования.

1.            Факторы привлекательности 

В привлечении ПИИ важную роль играют факторы привлекательности страны, позволяющие иностранным инвесторам реализовать свои требования к инвестициям. Для анализа этих факторов можно использовать данные Рейтинга глобальной конкурентоспособности, публикуемого Всемирным Экономических Форумом. Далее под фактором привлекательности будет пониматься такой частный индекс, значение которого в баллах превосходит значение в баллах общего индекса соответствующей страны. Например, общий индекс Сингапура составляет 5,65 балла, при этом индекс здоровья и начального образования в Сингапуре равен 6,7 балла, что существенно выше общего индекса. Поэтому индекс здоровья и начального образования является фактором привлекательности этой страны для иностранных инвесторов. Другими словами, фактор привлекательности – это определенная сфера, в которой ситуация лучше, чем в среднем по экономике страны.

Таблица 1. Страны ЮВА в рейтинге глобальной конкурентоспособности

 

Общий индекс

2014–2015

Наименование фактора привлекательности его оценка в баллах

  

Ранг из 144

Баллов из 7

Сингапур

2

5,65

Институты – 6,0

Инфраструктура – 6,5

Макроэкономическое окружение – 6,1

Здоровье и начальное образование – 6,7

Высшее образование и профподготовка – 6,1

Технологическая готовность - 6,1

Малайзия

20

5,16

Инфраструктура – 5,5

Макроэкономическое окружение – 5,3

Здоровье и начальное образование – 6,3

Эффективность рынка товаров – 5,4

Развитие финансового рынка – 5,6

Таиланд

31

4,66

Макроэкономическое окружение – 6,0

Здоровье и начальное образование – 5,8

Величина рынка – 5,1

Индонезия

34

4,57

Макроэкономическое окружение – 5,5

Здоровье и начальное образование – 5,7

Величина рынка – 5,3

Филиппины

52

4,40

Макроэкономическое окружение – 5,8

Здоровье и начальное образование – 5,4

Величина рынка – 4,7

Вьетнам

68

4,23

Макроэкономическое окружение – 4,7

Здоровье и начальное образование – 5,9

Эффективность рынка труда – 4,4

Величина рынка – 4,7

ЛНДР

93

3,91

Здоровье и начальное образование – 5,4

Эффективность рынка товаров – 4,4

Эффективность рынка труда - 4,6

Камбоджа

95

3,89

Макроэкономическое окружение – 4,6

Эффективность рынка труда – 4,6

Мьянма

134

3,24

Макроэкономическое окружение – 4,0

Здоровье и начальное образование – 4,6

Эффективность рынка товаров – 3,7

Эффективность рынка труда - 4,2

Величина рынка – 3,7

 

Источник: [1]

В Таблице 1 приведены значения факторов привлекательности 9 стран ЮВА. Анализ факторов позволяет получить представление о степени привлекательности соответствующих стран для иностранных инвесторов.

Сингапур. Занимает особое место бесспорного регионального лидера (и не только регионального, но и одного из мировых лидеров) по инвестиционной привлекательности. Страна имеет не только наибольшее в ЮВА количество факторов привлекательности – шесть. Три из данных шести индексов, а именно институты, высшее образование и профподготовка, технологическая готовность ни у одной из остальных стран ЮВА не достигли уровня фактора привлекательности (т.е. не превысили общий страновой индекс). 

Малайзия. Уступает Сингапуру, но несколько опережает остальные страны ЮВА. У Малайзии пять факторов привлекательности, причем один из них – развитие финансового рынка – есть только у нее. Кроме того, только Сингапур и Малайзия из всех стран региона имеют среди своих факторов привлекательности инфраструктуру. Вместе с тем, Малайзия не располагает таким фактором как как величина рынка, что ограничивает ее общую инвестиционную привлекательность. 

Таиланд, Индонезия, Филиппины, Вьетнам. Эти страны имеют схожий набор факторов привлекательности. Во всех четырех странах основными факторами являются макроэкономическое окружение, здоровье и начальное образование и, что особенно важно, величина рынка. Данная группа стран в значительной мере сформировала региональный тренд, который заключается в том, что предприятия с ПИИ осуществляют продажи товаров и услуг большей частью на местном и региональном рынках, значительно меньше – на рынках стран происхождения ПИИ, и почти не участвуют в глобальных продажах.

ЛНДР, Камбоджа, Мьянма. Общий индекс данных стран ниже 4,0 баллов. Такой важный фактор привлекательности как величина рынка есть только у Мьянмы, но общий индекс этой страны самый низкий в группе – 3,24 (134 место из 144 стран). В совокупности, на эти страны приходится 10% инвестиций ОЭСР в регионе. С учетом значительных минеральных и водных ресурсов, а также относительно дешевой рабочей силы, значительная часть инвестиций в данные рынки, в среднесрочной перспективе, вероятно, будет иметь экспорт-ориентированный характер [2]. 

Бруней –Даруссалам. Небольшое государство на северном побережье острова Борнео имеет основные доходы от продажи нефти и газа. Правительство страны стремится диверсифицировать экономику и, с этой целью, привлечь иностранные инвестиции. Положительное значение имеет отличная инфраструктура и образованное, в основном англоговорящее население. Диверсификация может иметь довольно широкий спектр и включать проекты в области аэрокосмических и оборонных технологий, агросферы, строительства, нефтехимии, информации и телекоммуникаций, пищевой промышленности, здравоохранения и др. [3].  

2. Открытость (ограничения на ПИИ) 

Открытость экономики характеризуется количеством и существенностью налагаемых на ПИИ ограничений.  В Сингапуре иностранным инвесторам в целом обеспечивается национальный режим, рассмотрение инвестиционных предложений осуществляется только для того, чтобы определить какие программы стимулирования распространяются на данный проект. Ограничения на ПИИ изложены в нормативном документе «Границы национального режима и другие ограничения». Исключения из национального режима относятся к таким сферам как телекоммуникации, радиовещание, местные новостные медиа, финансовые, правовые и другие профессиональные услуги, владение собственностью [9]. Открытую экономику имеет Бруней -  Даруссалам, в котором нет ограничений на 100% ПИИ, а ставка корпоративного налога на прибыль одинакова для местных и иностранных компаний [3]. 

Для оценки открытости экономики важную роль играет наличие общих ограничений. К общим ограничениям относится скрининг (разрешительный порядок ПИИ, заключающийся в наличии процедуры отбора и одобрения проектов).  Скрининг заметно ограничивает ПИИ и в странах ЮВА не получил заметного распространения.  В полной мере скрининг осуществляется в Мьянме, в Таиланде он практикуется только в рамках списков исключений 2 и 3 Перечня исключений для компаний с ПИИ более 49%. В других странах ЮВА скрининг не применяется. Ограничения на долю иностранного участия в капитале компаний существуют в ЛНДР (не более 20%) и во Вьетнаме (не более 49%).   

Значительно более распространены ограничения на приобретение земли иностранными инвесторами в собственность. В Камбодже иностранные инвесторы с долей участия более 49% не могут приобретать землю в собственность, однако для них существует возможность долгосрочной аренды.  Схожая ситуация в Индонезии, где иностранцы не могут иметь землю в собственности, но возможна долгосрочная (99 лет) аренда в деловых целях. В ЛНДР иностранные инвесторы с зарегистрированным капиталом 500 тыс. долл. и более могут приобрести права землепользования. В качестве альтернативы возможна аренда земли в деловых целях на 30 лет с продлением до 75 лет. В Мьянме иностранным инвесторам запрещено приобретать землю в собственность. На Филиппинах Конституция разрешает собственность на землю только филиппинцам и филиппинским компаниям (в том числе компаниям с долей участия иностранного капитала менее 40%). Приобретение сельскохозяйственных земель имеет ограничения по площади. В Таиланде Земельный кодекс 1954 г. запрещает покупку и собственность на землю иностранцам и иностранным компаниям (с долей участия иностранного капитала более 49%). Во Вьетнаме вся земля принадлежит государству, но права землепользования доступны всем инвесторам, и они могут служить обеспечением. 

Также распространены секторальные и отраслевые ограничения – в банковском секторе, розничной торговле, мобильной связи и на транспорте. При этом страновые различия довольно велики. В банковском секторе: 

·                     Камбоджа и ЛНДР не имеют общих ограничений В банковском секторе. В Индонезии доля иностранного участия может достигать 99%, однако требуется, чтобы иностранные инвесторы были привержены поддержке экономического развития страны. Банковский сектор этих трех стран наиболее открыт.

·                     На Филиппинах доля иностранного участия в капитале банков не должна превышать 60% голосующих акций. Есть также требование, чтобы в любое время контроль над 70% ресурсов или активов банковской системы Филиппин принадлежал местным банкам, в которых филиппинцы являются, по крайней мере, мажоритарными собственниками. В Таиланде допускается доля иностранного участия в банках до 25% с возможностью увеличения до 49%. И даже превышение этого лимита возможно – в тех случаях, когда того потребуют интересы стабильности финансовой системы в условиях финансового кризиса. Филиппины и Таиланд имеют открытость банковского сектора несколько выше средней по ЮВА.

·                     В Малайзии доля иностранного участия в обычных коммерческих банках должна составлять менее 30%, но допускается 100% иностранное участие в капитале дочерних подразделений иностранных банков. Во Вьетнаме доля иностранного участия в финансовом секторе ограничена 30% для юридических и 15% для физических лиц. Физические лица могут претендовать и на участие 20%, образовав стратегический альянс с местным партнером и получив разрешение аппарата премьер-министра. Также допускается открытие филиалов иностранных банков со 100% иностранного участия. Банковский сектор Малайзии и Вьетнама открыт несколько ниже среднего по ЮВА.

·                     В Мьянме деятельность иностранных банков запрещена (кроме их представительств). Банковский сектор Мьянмы наиболее закрыт. 

В розничной торговле большинство стран ЮВА запрещает иностранные инвестиции в мелкую розницу. Для этого устанавливаются минимальные допустимые размеры по объему инвестиций или величине торговых площадей:

·                     В Камбодже нет ограничений на иностранные инвестиции в ритейл, если торговая площадь превышает 2000 кв. м. В Индонезии допускаются ПИИ только в крупный ритейл и  требуется наличие местного партнера, хотя и не обязательно участвующего в капитале. На Филиппинах разрешены ПИИ со 100% участием, если оплаченный капитал превышает 2,5 млн. USD, а инвестиции в торговый объект (магазин) составляют не менее 830 тыс. USD, для специализированных объектов по торговле товарами «high end» и предметами роскоши – не менее 250 тыс.USD. Ритейл в этих странах наиболее открыт.

·                     В Малайзии не разрешены ПИИ в супермаркеты торговой площадью менее 2000 кв. м., при этом по всем вопросам инвестирования иностранного капитала (включая расширение существующего бизнеса) должно быть получено одобрение Комитета по дистрибутивной торговле. В Таиланде не допускаются иноинвестиции менее 100 млн. бат, а более крупные возможны в разрешительном порядке при условии, что доля иностранного инвестора составляет менее 49%.  Аналогична ситуация в Мьянме, где иноинвестиции должны быть по объему выше определенных уровней, а доля граждан Мьянмы в совместных предприятиях должна составлять не менее 40%. Во Вьетнаме ПИИ в ритейл подлежат строгой оценки со стороны властей на предмет экономической целесообразности (с исключениями, касающихся первой и второй торговой точки).

·                     В ЛНДР ритейл разрешен только гражданам этой страны. 

В мобильной связи:

·                     В Камбодже отсутствуют ограничения на ПИИ.

·                     В Мьянме разрешены ПИИ с участием до 80%, в Малайзии – до 70%, в Индонезии – до 65%, во Вьетнаме - в диапазоне от 49% до 70% в зависимости от вида деятельности, в Таиланде – до 49% в базовых коммуникациях и более для провайдеров услуг с высокой добавленной стоимостью, не владеющих собственной телекоммуникационной сетью, на Филиппинах – менее 40%.

·                     В ЛНДР держателем акций телекоммуникационных компаниях является правительство. Допускается возможность подачи заявки на создание совместного с правительством предприятия. 

На транспорте:

·                     В Камбодже отсутствуют ограничения на ПИИ.

·                     В Малайзии разрешены ПИИ в судоходные компании до 70% участия.  В Индонезии в сфере грузовых перевозок автомобильным и местным воздушным транспортом доля ПИИ может достигать 49%, в международном судоходстве – до 95% (но не разрешены в межостровном судоходстве, если местных перевозочных средств достаточно). В Таиланде в сфере воздушного, наземного и морского сообщения допускаются ПИИ до 49%, но доля иноинвестиций может быть повышена с одобрения соответствующего органа до 75%. Во Вьетнаме в сфере железнодорожного, морского и воздушного транспорта ПИИ могут достигать 59%, на автомобильном транспорте – до 51%.

·                     На Филиппинах доля ПИИ в любой транспортной компании должна быть менее 40%. В Мьянме допускаются только совместные предприятия в морских пассажирских и грузовых перевозках, и местных и международных авиауслугах. В ЛНДР в сфере воздушных и морских перевозок возможны совместные предприятия с участием государства и иностранного инвестора.

О степени открытости экономики дает представление Индекс нормативно-правовых ограничений на ПИИ, рассчитываемый ОЭСР (OECD FDI Regulatory Restrictiveness Index). Полностью открытой экономике соответствует значение индекса «0», полностью закрытой – «1».  Согласно данным ОЭСР, среди стран-членов АСЕАН наименее открыты экономики Филиппин (индекс составляет более 0,4) и Мьянмы (более 0,35).  В ЛНДР, Таиланде и Индонезии открытость несколько выше (от 0,27 до 0,33). В Малайзии и Вьетнаме экономики еще более открыты (индекс составляет чуть более 0,2). Но все же максимальную степень открытости имеют Сингапур и Камбоджа (индекс менее 0,05) [2]. 

3.Защита базовых интересов инвесторов 

К базовым интересам инвесторов относятся вопросы защиты прав собственности, порядок экспроприации и компенсации, разрешения споров, конвертации и перевода валюты. Определенный прогресс в усилении защиты базовых интересов инвесторов в странах ЮВА связан с совершенствованием национальных законодательств на основе Всеобъемлющего инвестиционного соглашения АСЕАН (ASEAN Comprehensive Investment Agreement – ACIA). Другими источниками защиты прав инвесторов являются двусторонние инвестиционные договоры и соглашения о свободной торговле с третьими странами. Важнейшим аспектом совершенствования правового поля выступает предоставление иностранным инвесторам национального режима или режима наиболее благоприятствуемой нации. 

Сингапур. Частный бизнес, как местный, так и иностранный, конкурирует в целом на равных основаниях с компаниями, связанными с государством – КСГ (Government-linked companies – GLCs), хотя некоторые наблюдатели жаловались, что КСГ имеют выгоды от более дешевого финансирования из-за неявной государственной гарантии. Сингапурские чиновники отвергают подобные утверждения, заявляя, что правительство не вмешивается в деятельность КСГ и не предоставляет им особые привилегии, преференции или скрытые субсидии. В соответствии с обязательствами по соглашениям о свободной торговле, в Сингапуре в 2004 году принят закон о конкуренции. В законе содержатся положения об антиконкурентных соглашениях, решениях и практиках, злоупотреблениях доминирующим положением, правоприменении и апелляциях, слияниях и поглощениях. В соответствии с условиями соглашений о свободной торговле и обязательствами в рамках международных договоров и конвенций, Сингапур создал один из сильнейших в Азии режимов защиты прав интеллектуальной собственности. Также имеются гарантии компенсации по рыночной стоимости в случае экспроприации объекта инвестиций. На все основные обязательства по соглашениям о свободной торговле распространяются положения об урегулировании споров из данных соглашений. В 2001 году стране был принят закон об арбитраже для внутреннего арбитража на основе Типового Закона Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). 13 ноября 1968 года Сингапур ратифицировал Международную Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров. Сингапур не накладывает никаких ограничений на реинвестирование или репатриацию прибыли и капитала, и не имеет существенных ограничений на денежные переводы, валютные операции и движение капитала [9]. 

Малайзия. Предоставляет довольно эффективную судебную защиту владельцам недвижимости. Иностранным инвесторам разрешается использовать объекты недвижимости в качестве обеспечения по полученным кредитам. Кредиторы имеют возможность регистрировать ипотеки в компетентных органах и выполнять взыскания в случае невозврата кредита. В сентябре 2012года Малайзия присоединилась к Договору ВОИС по авторскому праву и договору ВОИС по исполнению и фонограммам, что улучшило ситуацию в области охраны прав интеллектуальной собственности. Правительство страны проводит политику, согласно которой все инвесторы, национальные и иностранные, имеют право на справедливую компенсацию в случае, если их собственность будет экспроприирована.  Малайзия подписала и ратифицировала Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств. Малайзия также является участницей Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. В стране проводится либеральная валютная политика, позволяющая свободные трансграничные перемещения прямых иностранных инвестиций, заработной платы, дивидендов, процентов и рентного дохода [7]. 

Таиланд. Имущественные права гарантируются Конституцией, национализация без справедливой компенсации не допускается. Таиланд имеет гражданско-правовую систему, в которой все законы объединяются в уставы или кодексы, принятые правительством. Существует независимая судебная система, посредством которой осуществляется урегулирование споров. Государственным учреждениям, выступившим в качестве сторон коммерческих договоров, могут быть предъявлены иски в судах, и они не могут в этом случае использовать суверенный иммунитет. Однако государственная собственность не подлежит взысканию. В стране остаются достаточно острыми проблемы защиты прав интеллектуальной собственности. Широкое распространение получили контрафакция и пиратство. Конкретными проблемными областям являются подделки фармацевтических препаратов, косметики, одежды и аксессуаров. Уровень незаконного распространения также высок для кинофильмов, музыки, делового и развлекательного программного обеспечения. Все валютные операции должны проводиться через коммерческие банки и уполномоченные небанковские учреждения. Денежные переводы из других стран свободны от контроля. Репатриация инвестиционных фондов и погашение зарубежных кредитов могут осуществляться свободно, но только после предоставления подтверждающих документов коммерческих банков [10].   

Индонезия. Основной аграрный закон 1960 года, в котором содержится преобладающая совокупность правовых норм, регулирующих земельные права, признает право частной собственности. Иностранцам не разрешается владеть землей в Индонезии, но они могут приобретать права на использование, продажу, аренду и ипотеку земельных участков через индонезийские организации. Министерство ЖКХ предложило иностранцам права собственности на недвижимость в особых экономических зонах Батам, Бинтан и Каримун. Однако эти планы были отложены из-за продолжающегося пересмотра аграрного законодательства.  Генеральная Дирекция по интеллектуальной собственности (ГДИС) Министерства права и прав человека - ведущее правительственное агентство по вопросам интеллектуальной собственности. Новый законопроект об авторском праве в настоящее время находится на рассмотрении в Индонезийском парламенте. В стадии разработки - проекты законов о товарном знаке, патентах и промышленном дизайне. В 2012 г. правительство Индонезии издало постановление, требующее от иностранных горнодобывающих компаний передать мажоритарный пакет акций индонезийским акционерам в течение 10 лет с начала операционной деятельности. Новые инвесторы в добывающий сектор страны уже не имеют возможности заключить долгосрочный контракт с центральным правительством. Вместо этого они могут получить лицензию местного регента, срок полномочий которого – пять лет. Индонезия является страной, подписавшей Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (ICSID) и Нью-Йоркской Конвенции 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Таким образом, иностранные арбитражные решения юридически признаются и подлежат исполнению в индонезийских судах, но, как показывает практика, не всегда исполняются. По закону об инвестициях 2007 года, правительство Индонезии дает гарантии инвесторам в отношении валютных операций для (i) приобретения сырья, промежуточной продукции или готовых изделий, и (II) замены капитальных товаров для продолжения бизнес-операций и других нужд, а также перевода компенсации в случае экспроприации [5]. 

Филиппины. Страна признает и защищает собственность, но законы слабо реализуется из-за сложной системы управления земельными ресурсами. Вопросами собственности занимаются многочисленные агентства, что приводит к переплетению различных процедур. Регистрация собственности является утомительным и дорогостоящим процессом. Филиппины имеют в целом сильные законы о патентах и товарных знаках. Страна участвует в Мадридском протоколе, соглашении, которое содействует охране товарных знаков в ряде стран путем получения международной регистрации. Филиппинский Кодекс интеллектуальной собственности признает также промышленные образцы, права исполнителей и коммерческую тайну. Кодифицированных правил об охране коммерческой тайны нет, но филиппинские чиновники утверждают, что существующие гражданские и уголовные законы защищают коммерческую тайну и конфиденциальную информацию. Филиппинский закон допускает экспроприацию частной собственности и предусматривает справедливую компенсацию по рыночной стоимости на момент экспроприации. В случае экспроприации, иностранные инвесторы имеют право переводить суммы, полученные в качестве компенсации, в той валюте, в которой инвестиции были первоначально сделаны, и по курсу на момент перевода. В соответствии с филиппинским законодательством признание или принудительное приведение в исполнение решений иностранных судов может быть осуществлено в рамках отдельной юридической процедуры. Филиппинское законодательство также не признает иностранные судебные решения, которые противоречат существующим законам, особенно тем, которые касаются общественного порядка, общественной политики, и хорошим обычаям. С 2007 года Центробанк предпринял меры по упорядочению нормативно-правовой базы валютных операций. В настоящее время нет ограничений на полный и немедленный перевод денежных средств, связанных с иностранными инвестициями, обслуживанием внешнего долга, уплатой роялти, арендных платежей, сборов и аналогичных платежей [8]. 

Вьетнам. Права на недвижимость во Вьетнаме подразделяются на право собственности на землю, которое является коллективным, и права землепользования и застройки, которыми могут обладать частные лица и организации. Закон о земле 2003 года предоставил права землепользования также иностранным инвесторам, позволив им совершать сделки с недвижимостью, в том числе брать ипотечные кредиты. Некоторые инвесторы столкнулись с трудностями при внесении изменений в инвестиционные лицензии для расширения операций на территорию, прилегающую к существующим объектам. Инвесторы также отмечают, что местные власти могут повысить требования в отношении прав землепользования в ситуации, когда эти права возобновляются, особенно в тех случаях, когда иностранные инвестиции конкурируют с вьетнамскими компаниями. В 2009 году Вьетнам пересмотрел закон об интеллектуальной собственности и соответствующие положения Уголовного кодекса касающиеся ответственности за нарушения прав в этой области. Хотя Вьетнам добился прогресса в создании правовой основы для защиты прав интеллектуальной собственности, различные формы нарушений и пиратства остаются распространенными. Согласно положениям двусторонних торговых соглашений, в случае экспроприации Вьетнам должен применять международные стандарты действий в таких случаях: проводить экспроприацию в общественных целях, на недискриминационной основе, в рамках надлежащей правовой процедуры, и с оперативной, адекватной и эффективной компенсацией. Зарубежные и отечественные арбитражные решения признаются законными во Вьетнаме, хотя на практике их исполнение бывает довольно трудно обеспечить. Вьетнам является участником Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Это означает, что иностранные арбитражные решения, вынесенные признанным международным арбитражным учреждением, должны соблюдаться вьетнамскими судами. Иностранные инвесторы должны быть самодостаточны в обеспечении своих потребностей в валюте. Законы предусматривают, что правительство будет оказывать помощь в приобретении иностранной валюты тем иностранным инвесторам, которые осуществляют вложения в транспортную инфраструктуру, энергетику и мощности по утилизации отходов. Данная помощь осуществляется в том случае, когда банки не смогли удовлетворить заявки инвесторов на покупку иностранной валюты [11]. 

ЛНДР. Правительство ЛНДР признает право частной собственности, и иностранцы вправе передавать акции компаний с зарубежным капиталом без предварительного одобрения правительства. Тем не менее, бизнес-законодательство требует, чтобы все акционеры были перечислены в учредительных документах, и изменения в уставе компании с зарубежным капиталом должны быть одобрены Министерством планирования и инвестиций. В 2011 году было создано Министерство науки и технологий, которое контролирует выдачу патентов, авторских прав и товарных знаков. Лаос является членом единой системы регистрации патентов АСЕАН, но в стране не хватает квалифицированных патентных экспертов. Лаос является членом Конвенции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, но пока еще не присоединился к Бернской Конвенции об авторских правах. Иностранные активы и инвестиции находятся под защитой закона в отношении изъятия, конфискации, или национализации, за исключением случаев, когда это считается необходимым для общественной пользы, в случае чего иностранным инвесторам должна быть выплачена компенсация. Правовая система страны недостаточно развита, поэтому в случае возникновения споров иностранным инвесторам обычно рекомендуют обращаться в арбитраж за пределами ЛНДР. В 2013 году Лаос столкнулся с фискальными и монетарными трудностями, которые привели к низкому уровню его валютных резервов. В связи с этим Банк ЛНДР ввел дневные лимиты на конвертацию средств в лаосских кипах в доллары США и тайские баты, в результате чего возникают трудности в получении иностранной валюты. Банк также ввел ограничения на кредиты, взятые в долларах и батах, разрешая их выдачу бизнесам, генерирующим иностранную валюту. Вместе с тем не было сообщений об ограничениях или трудностях репатриации или перевода денежных средств, связанных с инвестициями [6]. 

Камбоджа. Камбоджа приняла законодательство, касающееся защиты прав собственности, включая земельный закон, закон об авторских правах и закон о патентах и промышленных образцах. Страна является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности и Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, и является стороной рамочного Соглашения АСЕАН по сотрудничеству в области интеллектуальной собственности. Камбоджа заключила двусторонние соглашения о защите интеллектуальной собственности и сотрудничестве с Соединенными Штатами, Китаем и Таиландом. Хотя иностранцам конституционно запрещено владеть землей, закон 2001 года позволяет им долго - или краткосрочную аренду. Камбоджа также разрешает иностранную собственность в многоэтажных зданиях со второго этажа и выше. Остаются некоторые пробелы в области защиты интеллектуальной собственности. Хотя Камбоджа не является крупным центром производства и экспорта пиратских компакт-дисков, цифровых видеодисков (DVD), или других материалов, защищенных авторским правом, местные предприятия характеризуют Камбоджу как растущий источник пиратского материала. В конце 2009 года Национальная Ассамблея одобрила закон об экспроприации, который устанавливает общие руководящие принципы изъятия земли в общественных интересах. Юридические процедуры, касающиеся компенсации и апелляции, как ожидается, будут раскрыты в подзаконном акте, который находится на рассмотрении в Министерстве экономики и финансов. Международный арбитраж доступен для коммерческих споров. Камбоджа стала членом Международного центра Всемирного банка по урегулированию инвестиционных споров в январе 2005 года. Нет ограничений на конвертацию капитала для инвесторов. Закон " Об иностранной валюте» 1997 года гласит, что не должно быть никаких ограничений по операциям с иностранной валютой через уполномоченные банки. Уполномоченные банки, однако, обязаны направлять на регулярной основе в Национальный банк Камбоджи отчеты о суммах перевода, равных или превышающих $100,000 [4]. 

Мьянма. Иностранная собственность на землю и недвижимое имущество прямо запрещена законом 1987 года об ограничении передачи недвижимого имущества. Согласно новому закону Мьянмы об иностранных инвестициях, зарегистрированные инвесторы могут арендовать земельные участки на срок до 50 лет, с возможностью двух продлений срока на 10 лет в случае утверждения Инвестиционной комиссией. В Мьянме действуют два основных закона об арбитраже, один из них касается местного арбитража, другой – иностранных арбитражных решений. Согласно правилам экспорта/импорта и предписаний, выданных Министерством торговли, предприниматели, имеющие торговые споры с иностранными компаниями, могут разрешать споры только в соответствии с законом о местном арбитраже. Как правило, гражданам, иностранцам и компаниям необходимо получить разрешение валютного управления (Foreign Exchange Management Board) во всех операциях с иностранной валютой. Однако компаниям, подпадающим под закон об иностранных инвестициях, разрешена репатриация инвестиций и прибылей в иностранной валюте, в которой инвестиции были сделаны. Конвертация валют разрешена только по курсам, установленным Центробанком Мьянмы [12]. 

Бруней-Даруссалам. Ипотека признается и применяется в Брунее, однако только брунейцы могут владеть земельной собственностью. В сентябре 2013 года Бруней присоединился к женевскому акту (1999 г.) Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов. Бруней также планирует и публично стремится присоединиться и к другим договорам Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Деятельность местных компаний регулируется законом о компаниях, иностранных - законом о компаниях международного бизнеса [3]. 

4. Политика стимулирования инвестиций 

Субъектами политики выступают агентства по привлечению инвестиций и другие правительственные учреждения, а инструментами – фискальные и иные стимулы, двусторонние инвестиционные соглашения, специальные экономические зоны. 

Сингапур. Нет дискриминационных или преференциальных политик в области экспорта или импорта, которые бы оказывали негативное влияние на иностранных инвесторов. Правительство не требует от инвесторов обязательных закупок из местных источников и не определяет процент продукции на экспорт. Также не требуется местной долевой собственности в инвестициях. Нет правил, принуждающих к передаче технологий. Иностранные инвесторы не сталкиваются с требованием сократить капитал с течением времени и могут свободно получить необходимое финансирование из любого источника. Занятости граждан Сингапура на предприятиях с иностранными инвестициями не требуется. Сингапур предоставляет стимулы для поощрения иностранных инвестиций в стартапы, особенно в целевых секторах роста. Сингапур стремится развивать эффективную нормативно-правовую среду. Нормы и правила налогового, трудового, банковского и финансового, промышленного законодательства, а также нормы и правила в области здравоохранения и безопасности, арбитража, заработной платы и подготовки кадров сформулированы в интересах как местных предприятий, так и иностранных инвесторов. Начиная с 2005 года, специальная группа в составе старших государственных служащих стала осуществлять надзор за пересмотром всех правил и норм; этот процесс будет повторяться каждые пять лет. Сингапур подписал соглашения об инвестиционных гарантиях с 41 страной. Эти соглашения на взаимной основе защищают граждан или компании соответствующих стран от военных и некоммерческих рисков экспроприации и национализации. Сингапур имеет восемь зон свободной торговли (ЗСТ), шесть для морских грузов и два для авиаперевозок. ЗСТ могут быть использованы для хранения и переупаковки импортных и экспортных грузов, и грузов транзитом через Сингапур для последующего реэкспорта. Производство осуществляется за пределами зон. Иностранные и местные фирмы имеют равный доступ в ЗСТ [9]. 

Малайзия. Правительство Малайзии предоставляет полное освобождение от налогов в течение пятнадцати лет фирмам с "пионерным статусом" (данный статус имеют компании, продвигающие продукты или деятельность в отраслях или районах Малайзии, которым правительство придает первостепенное значение), и десяти лет компаниям с "инвестиционными налоговыми льготами". Малайзия заключила двусторонние инвестиционные договоры с 36 странами, и двусторонние соглашения об инвестиционных гарантиях с более чем 70 странами. Закон о свободных зонах 1990 года уполномочил министра финансов давать любой подходящей области статус свободной промышленной зоны (СПЗ), где имеет место производство и сборка, или свободной торговой зоны (СТЗ), где, как правило, складируются товарные запасы. В настоящее время в Малайзии существует 13 СПЗ и 12 СТЗ [7]. 

Таиланд. Совет по инвестициям (СПИ), установленный законом о поощрении инвестиций 1977 года, является центральным органом Таиланда по стимулированию инвестиций. СПИ предлагает инвестиционные стимулы местным и иностранным инвесторам с четким определением соответствующих процедур. В ноябре 2009 года СПИ создал центр инвестиций с технологией работы «один старт одна остановка».  Данный центр призван помочь инвесторам выполнить требования различных государственных учреждений, связанных с инвестициями. Сотрудники центра предоставляют рекомендации инвесторам о том, как зарегистрировать предприятие, воспользоваться инвестиционными стимулами СПИ, получить лицензию на иностранный бизнес и полную оценку воздействия на окружающую среду, разрешение на использование земельного участка для производственной деятельности, коммунальные услуги и т.д.

СПИ предлагает следующие инвестиционные стимулы:

·                     Налоговые льготы: освобождение или снижение импортных пошлин на импортное оборудование; снижение ввозных пошлин на импортируемые сырье и компоненты; освобождение от корпоративного подоходного налога в течение трех-восьми лет; вычет из чистой прибыли затрат на инфраструктуру.

·                     Разрешения: на привлечение иностранных граждан для проведения инвестиционных технико-экономических исследований; на привлечение иностранных техников и экспертов для работы в рамках продвигаемых проектов; на владение землей для ведения соответствующей деятельности.

·                     Гарантии: от национализации; конкуренции новых государственных предприятий; государственной монополизации продажи продуктов, аналогичных тем, которые предлагают продвигаемые фирмы; контроля над ценами; безналогового импорта конкурирующей продукции государственными учреждениями или государственными предприятиями, и гарантии разрешения на экспорт.

Таиланд имеет двусторонние инвестиционные соглашения с 39 странами, включая Китай, Индию, Тайвань, Ю. Корею, Великобританию, и членов АСЕАН. Управление промышленной недвижимости Таиланда (УПНТ), государственное предприятие при Министерстве промышленности, создало ряд специальных зон УПНТ. Эти зоны зарезервированы для размещения экспортных производств, в них бизнес может импортировать сырье и экспортировать готовую продукцию беспошлинно (включая освобождение от налога на добавленную стоимость) [10]. 

Индонезия. В законе об инвестициях 2007 года сказано, что правительство Индонезии должно обеспечить одинаковое отношение к отечественным инвесторам и иностранным инвесторам из любой страны в соответствии с нормами права. Правительство предлагает схему налоговых каникул для освобождения определенных предпринимателей от уплаты корпоративного подоходного налога на срок до десяти лет. При этом соответствующий бизнес должен проработать в Индонезии в качестве юридического лица в течение минимум 12 месяцев до выдачи документа о применении налоговых каникул. Приоритет отдается инвестициям в добычу и переработку ресурсов, использование возобновляемых ресурсов, производство промышленного и телекоммуникационного оборудования, или пионерным секторам. Постановление Правительства № 62 от 2008 года предоставляет программу налоговых льгот для проектов, осуществляемых в национальных приоритетных секторах, которые охватывают 128 различных областей. Предприятия могут воспользоваться лишь одним видом налогового стимулирования - налоговыми каникулами или программой налоговых льгот.Индонезия подписала соглашения о защите инвестиций с 60 странами. Крупнейшая зона свободной торговли расположена на острове Батам. Инвесторам в этой и аналогичных зонах не требуются дополнительные лицензии, и иностранным компаниям разрешается 100% владение [5]. 

Филиппины. В стране насчитывается около 180 законов о налоговых стимулах. План инвестиционных приоритетов (ПИП) перечисляет продвигаемые направления инвестирования, имеющие право на льготы. Предприятия, расположенные в менее развитых районах, имеют право на "пионерные" стимулы. Это дает возможность вычитать 100% стоимости работ по созданию необходимой инфраструктуры и расходы на оплату труда из налогооблагаемого дохода. Пионерный статус может быть предоставлен предприятиям в случае производства новых продуктов или использования новых методов, а также производства товаров, считающихся крайне важными для программы сельскохозяйственной самодостаточности или производства товаров с использованием нетрадиционных источников топлива. Предприятия с более чем 40% участием иностранного капитала и экспортирующие не менее 70% своей продукции, могут иметь право на льготы, даже если деятельность не указана в ПИП. Филиппины имеют двусторонние инвестиционные соглашения с 40 странами. Предприятия пользуются льготным налогообложением, если расположены в зонах переработки на экспорт, зонах свободной торговли и некоторых промышленных зонах, которые в совокупности называются экономическими зонами, или "экозонами". Данным предприятиям разрешен импорт капитального оборудования и сырья без уплаты таможенных пошлин, налогов, и без других ограничений на импорт. В системе Управления филиппинской экономической зоной действует более чем 300 экозон, специализирующихся в основном на производстве, информационных технологиях, туризме, медицинском туризме, логистике и агропромышленном бизнесе [8]. 

Вьетнам. Вьетнам поощряет иностранные инвестиции в определенных приоритетных отраслях или географических регионах, например, в горных и отдаленных районах страны со сложными экономическими и социальными условиями. Правительство стремится привлечь инвестиции в производство новых материалов, новые источники энергии, металлургию и химическую промышленности, производство высокотехнологичной продукции, биотехнологии, информационные технологии, машиностроение, сельское хозяйство и другие сферы. Иностранные инвесторы освобождаются от ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд и которые не могут быть закуплены на месте. В отдаленных и горных провинциях допускается предоставление дополнительных налоговых льгот и других стимулов для потенциальных инвесторов. Вьетнам заключил двусторонние инвестиционные соглашения с 58 странами, имеет около 270 промышленных зон и зон экспортной переработки [11]. 

ЛНДР. Лаос предоставляет стимулы для иностранных инвестиций в зависимости от отрасли промышленности и вида деятельности, поддерживаемых государством, и уровня инфраструктуры и социально-экономического развития в конкретных географических зонах. Стимулирование инвестиций делится на 3 уровня: уровень 1 – высокий, 2 - средний и 3 - низкий. Кроме того, страна разделена на три зоны поощрения инвестиций. Зона 1 определяется как территория с нехваткой социально-экономической инфраструктуры – в первую очередь это горные и отдаленные районы – и имеет высокий уровень стимулирования инвестиций. Зона 2 охватывает районы, где с социально-экономическая инфраструктура частично способна облегчить инвестиции; эта зона имеет средний приоритет. Зона 3 характеризуется достаточной инфраструктурой для поддержки инвестиций, и ей назначен низкий уровень стимулирования инвестиций.

В зоне 1: инвестиции уровня 1 получают освобождение от налога на прибыль на 10 лет, уровня 2 - на 6 лет и уровня 3 -  на 4 года.
В зоне 2: инвестиции уровня 1 получают освобождение от налога на прибыль на 6 лет, уровня 2 - на 4 года и уровня 3 -  на 2 года.
В зоне 3: инвестиции уровня 1 получают освобождение от налога на прибыль на 4 года, уровня 2 - на 2 года и уровня 3 -  на 1 год.

Действие указанной налоговой льготы во всех зонах начинается с даты, когда предприятие приступит к своей деятельности. Лаос имеет двусторонние инвестиционные соглашения с 26 странами [6]. 

Камбоджа. Закон об инвестициях Камбоджи (с поправками) предусматривает механизм стимулирования по определенным критериям. Инвестиционные проекты, отвечающие заданным критериям, имеют право на получение различных стимулов, таких как освобождение от налога на прибыль, возможность применять специальные нормы амортизации, право на беспошлинный ввоз технологического оборудования и строительных материалов. Инвестиционные проекты, расположенные в специально отведенных промо-зонах или зонах экспортной переработки, имеют право на те же самые стимулы. Отраслевые инвестиционные стимулы, такие как трехлетнее освобождение от налога на прибыль, могут быть применены в сельском хозяйстве и агропромышленности. Сельскохозяйственные материалы, используемых в качестве сырья в экспортных отраслях, могут быть освобождены от налога на добавленную стоимость. Камбоджа подписала двусторонние инвестиционные соглашения с 23 странами, планируется еще ряд аналогичных соглашений. В декабре 2005 года правительство приняло постановление о специальных экономических зонах (СЭЗ), в котором подробно описываются процедуры, условия и стимулы для инвесторов. С тех пор Совет по СЭЗ Камбоджи утвердил 33 зоны, которые расположены в Пномпене, Кох Конге, Кандале, Кампоте, Сиануквиле, и недалеко от границы Таиланда и Вьетнама. Основные направления инвестиций в эти зоны включают производство одежды, обуви, велосипедов, пищевых продуктов, электрического оборудования и авто-и мото-сборку [4]. 

Мьянма. Закон об иностранных инвестициях Мьянмы предоставляет иностранным инвесторам трехлетнее освобождение от налога на прибыль с момента начала деятельности предприятия. При этом возможно продление полного или предоставление частичного освобождения от налога и на последующие периоды времени, если будет сочтено, что это соответствует государственным интересам. Инвестиционная комиссия Мьянмы может также предоставить следующие льготы:

·                     Освобождение от налога на прибыль или снижение его ставки в случае реинвестирования прибыли в пределах одного года.

·                     Снижение ставки налога на прибыль до 50% от действующей, если речь идет о прибыли от экспорта.

·                     Право уплачивать подоходный налог от имени иностранных сотрудников предприятия и вычитать уплаченные суммы из налогооблагаемой базы предприятия по налогу на прибыль.

·                     Право уплачивать подоходный налог иностранных сотрудников предприятия по ставке, применяемой в отношении граждан Мьянмы.

·                     Право вычитать из налогооблагаемой базы расходы на НИОКР.

·                     Право на ускоренную амортизацию.

·                     Право на перенос и зачет убытков в течение трех лет с года образования убытков.

Освобождение от таможенных сборов и других налогов, или их снижение предоставляются в следующих случаях: (а) импорта машин и оборудования для установки в период строительства инвестиционного объекта, (б) импорта сырья в течение первых трех лет коммерческой эксплуатации по завершении строительства [13]. 

Бруней-Даруссалам. Компании, производящие товары и услуги для экспорта, могут воспользоваться возобновляемым 10-летним освобождением от налогов. Освобождение от корпоративного налога сроком на 5 лет предусматривается для компаний, инвестирующих от B$500,000 до B$2.5 миллионов (от 385,000 до 1,9 млн долл. США) и до 8 лет для сумм, превышающих Б$2.5 миллионов (около 1,9 млн. долл. США). Налоговые каникулы на 11 лет предоставляются, если предприятие находится в высокотехнологичном промышленном парке. Предприятия, желающие конкурировать на внутренних рынках могут претендовать на налоговые льготы сроком до восьми лет. Бруней в настоящее время имеет двусторонние инвестиционные соглашения с Китаем, Германией, Индией, Республикой Корея, Оман и ЮАР. Порт Муара является главным морским портом с зоной свободной торговли, создание которой стало первым шагом на пути к формированию других подобных зон в стране [3]. 

ВЫВОДЫ: 

Страны ЮВА довольно сильно различаются по факторам привлекательности для инвестиций. Безусловный лидер здесь – Сингапур. Далее следует группа Малайзия, Таиланд, Индонезия. Инвестиционная привлекательность здесь довольно высокая. 

Максимальную открытость экономики (низкий уровень ограничений на ПИИ) имеют Сингапур и Камбоджа. Со значительным отрывом за ними следуют Малайзия и Вьетнам, уровень открытости которых все же высок.

Защита базовых интересов в странах ЮВА, безусловно, прогрессирует. Проблемы остаются в области защиты прав интеллектуальной собственности (Таиланд, Камбоджа), а также процедур регистрации собственности, которые могут быть сложными и дорогостоящими (Филиппины).

Практически все страны ЮВА проводят активную политику стимулирования инвестиций. Помимо предоставления национального режима иностранным инвесторам, которое является важной тенденций в регионе, в большинстве стран применяется широкий набор фискальных и административных стимулов, нередко создаются довольно эффективные государственные структуры по привлечению инвестиций (Сингапур, Таиланд и др.). Страны региона, как правило, заключили двусторонние инвестиционные соглашения с широким кругом стран, создали на своей территории десятки и сотни специальных экономических зон.

По степени благоприятности инвестиционного климата дифференциация в регионе значительна. Высокий уровень благоприятности демонстрирует Сингапур, добившийся наиболее заметных успехов во всех четырех рассмотренных областях: факторах привлекательности, открытости экономики, защите базовых интересов инвесторов, политике стимулирования инвестиций. Характеристики инвестиционного климата в других странах ЮВА могут ощутимо варьироваться. Например, Камбоджа уступает большинству стран региона по факторам привлекательности, но значительно опережает их (вместе с Сингапуром) по открытости экономики.

Источники: 

1.            The Global Competitiveness Report 2014–2015

2.            Southeast Asia Investment Policy Perspectives. OECD, December 2014

3.            Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Brunei Darussalam

4.            Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Cambodia

5.            Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Indonesia

6.            Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Lao PDR

7.            Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Malaysia

8.            Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Philippines

9.            Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Singapore

10.         Department of State: 2014 Investment Climate Statement - Thailand

11.         Department of State: 2014 Investment Climate Statement – Vietnam

12.         Myanmar Business Guide. PWC, February 2014

13.         KYAW, Moe, 2010.  “Investment Climate and Business Cost of Major Cities in Myanmar”. In Investment Climate of Major Cities in CLMV Countries, edited by Masami Ishida, BRC Research Report No.4, Bangkok Research Center, IDE-JETRO, Bangkok, Thailand.

 

Виталий КАНДАЛИНЦЕВ,

27 мая 2015 г.

Рассылка
Вы сможете получать сообщения о новых публикациях и событиях.